Наука и «цифра»: как выжать эффект для экономики

29

Государство определило, кто будет писать дорожные карты по сквозным цифровым технологиям, от каждой из которых ждут коренного изменения сразу многих отраслей экономики. Дорожная карта по блокчейну будет создана в сотрудничестве между наукой и бизнесом, что дает пример соблюдения баланса в развитии сквозных технологий.

Между наукой и бизнесом в России с 90-х годов пролегает громадная пропасть взаимного непонимания. И родилась она не вчера — еще в царские времена российские умельцы удивляли своими изобретениями, но бизнесу они казались не слишком перспективными. А впоследствии эти механизмы вновь изобретали в других странах и они становились обыденной реальностью, принося своим создателям миллионы, как это произошло, например, с паровозом Ползунова.

Это продолжается и сейчас — российские ученые крайне редко бывают «заточены» на коммерциализацию своих изобретений, а те, кто «грешит» этим часто, даже теряет уважение коллег, предпочитающих чистую науку. Российские бизнесмены часто отвечают науке той же монетой и крайне неохотно инвестируют деньги в разработки, ведь они окупятся не скоро, тогда как горизонт планирования российского бизнесмена в наших условиях редко превышает два-три года.

Государство не раз пыталось подступиться к решению этой проблемы. Последний Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года был принят в 2014 году и определил перспективные рынки, продуктовые группы и потенциальные области спроса на российские инновационные технологии и разработки. Только, как правило, государство (и научные учреждения в его лице) и рынки существуют отдельно друг от друга. И на высшем уровне понимают: скорость развития технологий теперь такова, что России надо запрыгивать в несущийся поезд. Преодолеть пропасть между наукой и рынком особенно важно сейчас, ведь нашу экономику страны ждет перестройка, связанная с цифровыми технологиями. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» правительство определило девять ключевых технологий, каждая из которых способна полностью поменять правила игры сразу в нескольких отраслях экономики – потому их и называли «сквозными». По каждой из них до лета должен быть написан пошаговый план их развития в нашей стране и мер их поддержки – дорожная карта. На этой неделе на конкурсах были определены операторы создания этих дорожных карт.

Результаты конкурсов оказались неожиданными: по пяти из девяти сквозных технологий дорожные карты будут писать научные либо образовательные учреждения. По квантовым технологиям оператором стал МИСиС; по распределенным реестрам (или, как ее еще называют – блокчейну) — Новосибирский институт программных систем (НИПС, входит в концерн «Автоматика» «Ростеха»); по новым производственным технологиям – питерский политех, по виртуальной и дополненной реальности — дальневосточный университет, а по робототехнике — университет «Иннополис» из Татарстана. Остальные четыре технологии неравномерно распределили между собой две крупных госкомпании: дорожную карту по самому, пожалуй, важному из направлений, искусственному интеллекту будет писать Сбербанк, а по беспроводной связи, промышленному интернету и большим данным – «дочка» «Ростеха».

И вот тут как раз и станет важным преодоление взаимного непонимания и достижение баланса между наукой и бизнесом.

Наверное, каждый из нас в детстве пытался делать из страниц школьной тетради бумажные самолетики. Их летные качества отличались от модели к модели, но один закон оставался неизменным – чем больше усилий ты прикладывал к тому, чтобы оба крыла были одинакового размера, тем дальше летел смоделированный тобой самолет. Уродцы, у которых одно крыло было заметно больше другого были обречены кружить на месте, постоянно возвращаясь к своему создателю, который сердился за это на них, но сделать с ними ничего уже не мог.
Есть опасность, что так может случиться и с дорожными картами по развитию сквозных цифровых технологий. Научные институты напишут прекрасным академическим, языком как государству потратить деньги на исследования, но затруднятся объяснить, как эти деньги смогут сторицей вернуться в экономику страны. А бизнесмены из Сбербанка и «Ростеха» могут расписать, на какие конкретные проекты и сколько денег нужно потратить, чтобы они вернулись в казну с прибылью. Но объяснят ли, как эти проекты продвинут развитие самих технологий?

Пример решения этой задачи (весьма, кстати, простой) уже показал Новосибирский институт программных систем, выигравший конкурс и ставший оператором создания дорожной карты по блокчейну. НИПС — лидирующий научный институт в России в части развития технологий распределенного реестра. Нельзя сказать, что компетенции НИПС сугубо научные, так институт разработал платформу PREMIS для создания систем управления на основе распределенных реестров, которые помогут организациям автоматизировать работу с имущественным комплексом, интеллектуальной собственностью, нормативно-справочной информацией, финансами, корпоративными данными.

Новости СМИ2

Тем не менее в России есть команды, бизнес-опыт которых в блокчейне больше. Так, международная компания Waves, созданная российскими инженерами, построила самую быструю в мире открытую блокчейн-сеть. Кроме того, команда Waves запустила проект Vostok по созданию закрытой блокчейн-платформы для крупных корпораций и государственных органов. В рамках этого проекта она сотрудничает с крупнейшими компаниями страны, такими как Сбербанк, ВЭБ, «Трансмашхолдинг» и тот же «Ростех». То есть знают запросы «крупняка» к технологии. Компания также участвовала в конкурсе и заняла в нем второе место после НИПС.

Логично, что сразу после подведения итогов конкурса НИПС и Waves объявили, что будут вести подготовку дорожной карты по блокчейну вместе. «Поскольку в разработке дорожной карты необходимо учитывать не только научные достижения, но и тенденции мирового рынка и запросы бизнеса, выделение субтехнологий и их составных частей, потребностей отраслей и компаний-лидеров, НИПС будет вести подготовку дорожной карты по блокчейну вместе с компанией Waves, разработчиком одноименной блокчейн-платформы», — объясняет это решение представитель «Ростеха».

Waves планирует использовать накопленный опыт в рамках работы над дорожной картой. «Мы рады возможности работать с компанией из контура «Ростеха» над созданием дорожной карты в области технологий распределенного реестра и предложить свою экспертизу в этом вопросе, особенно с учетом накопленных знаний в том числе в рамках работы над проектом Vostok, направленным на создание инфраструктурных решений для крупных промышленных предприятий и государственных институтов», — говорят в компании

Этот опыт может быть использован и другими операторами создания дорожных карт. Например, в квантовых технологиях второе место после МИСиСа занял концерн «Автоматика», который также может быть привлечен к работе над дорожной картой, а в робототехнике Иннополису вполне мог бы помочь Сбербанк, также пришедший вторым по итогам конкурса. И наоборот, в работе над дорожной картой по искусственному интеллекту победившему в конкурсе Сбербанку вполне мог бы помочь занявший второе место Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, а Национальному центру информатизации может пригодиться помощь того же НИПСа, уступившего ему в конкурсе на написание дорожной карты по промышленному интернету.

Такое сотрудничество может оказаться крайне ценным в деле преодоления разрыва между научными институтами и бизнесом, поможет их объединению в единую экосистему. А результаты мы увидим уже очень скоро — дорожные карты должны быть готовы к концу мая.

Источник: www.gazeta.ru

Комментарии закрыты, но обратные ссылки И pingbacks открыты.